Понедельник, 29.04.2024, 08:01
| Мой профиль | Выход 
                                                                                                                                                             
Вы вошли как Гость Группа "Гости" Приветствую Вас Гость
Меню сайта

                               В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

        РАФАЭЛЬ   «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»

                                  ( БЕСЕДА )

ЦЕЛЬ : познакомить учащихся с судьбой и творчеством великого живописца эпохи Возрождения ; учить видеть живописное полотно ; воспитывать эстетический вкус ; художественное восприятие мира .

                                                ХОД  БЕСЕДЫ

  1. О судьбе художника.

      РАФАЭЛЬ – живописец , архитектор , титан Высокого Возрождения , представитель флорентийско-римской школы .

      Родился Рафаэль в Урбино в семье художника , учился у знаменитого Пьетро Перуджино . В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию . Здесь он быстро достиг творческой зрелости . Слава Рафаэля стала так велика , что в 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим и даёт ответственный заказ : расписать парадные залы Ватиканского дворца . Фрески “ Афинская школа “ , “ Диспута “ и другие являются вершиной развития искусства Высокого Возрождения . В них претворены в наиболее завершённых образах идеалы гуманизма , прославляющие красоту , свободу и достоинство человека .

      Одновременно Рафаэль создаёт многочисленные портреты и картины .

  1. О картине .

      “ Сикстинская мадонна “ – одно из самых прославленных произведений в мировой живописи . Картина была написана по заказу монастыря святого Сикста в Пьяченце между 1512 и 1513 годами , в период наивысшего расцвета таланта Рафаэля .

      Лёгкими шагами ступает Мария по облакам , нежно прижимая ребёнка . Её прекрасное юное лицо затуманено печалью . Мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и всё же несёт его людям . Не детски задумчиво и скорбно лицо младенца , он также предвидит будущее и готов к нему .

      Опустились на колени святые , поражённые нравственным величием материнского подвига . Варвара склоняет голову , папа Сикст II потрясённо взирает на Марию . Все образы картины связаны общностью мыслей и переживаний , и каждый из них раскрывает какую-то новую грань замысла . Взглядами , ритмом плавных движений и контуров , идущих по овалу , они объединены в единое целое . Торжественно и чуть приглушённо звучат голубые , золотистые , зеленые краски , озарённые мягким светом .

      Картина написана масляными красками на холсте размером 265 Х 196 см

      В настоящее время картина находится в Дрезденской картинной галерее ( Германия ) .

В 17 веке за эту бесценную картину заплатили 70 килограммов золота и увезли в Германию . Она стала украшением Дрезденской галереи . В годы Великой Отечественной войны – в 1945 году - , она лежала в сырой заминированной штольне ; затем , спасённая русскими солдатами , попала в запасники Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина . А спустя ещё 10 лет вновь была возвращена в Германию и заняла достойное место в сокровищнице мировых шедевров .

  1. О впечатлениях учащихся .

О чём вы задумались , глядя на картину ?

Какие чувства пробуждают герои этой картины ?

Перескажите библейский эпизод , ставший основой для картины .

  1. Чтение стихотворения Бориса Пастернака “ Рождественская звезда “ .

Стояла зима .

Дул ветер из степи .

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма .

Его согревало дыханье вола .

Домашние звери стояли в пещере ,

Над яслями тёплая дымка плыла .

Доху отряхнув от постельной трухи

И зёрнышек проса ,

Смотрели с утёса

Спросонья в полночную даль пастухи .

… А рядом , неведомая перед тем ,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

… Светало. Рассвет , как пылинки золы ,

Последние звёзды сметал с небосвода .

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал , весь сияющий , в яслях из дуба ,

Как месяца луч в углубленье дупла .

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола .

Стояли в тени , словно в сумраке хлева ,

Шептались едва подбирая слова .

Вдруг кто-то в потёмках , немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва ,

И тот оглянулся : с порога на Деву ,

Как гостья , смотрела звезда Рождества.

 

                                       В  МИРЕ  ПРЕКРАСНОГО

        И.И.ШИШКИН . “УТРО  В  СОСНОВОМ  ЛЕСУ ”

      Иван Иванович Шишкин – художник , воспевший красоту русского леса . Современники называли его “царём леса ”. И.Шишкин всю жизнь изучал северный лес , русское дерево , русскую чащу , русскую глушь .

      Одна из наиболее известных картин художника – “Утро в сосновом лесу ”. Фигуры медведей на картине написаны другом Ивана Ивановича – художником К.А.Савицким .

      Давайте повнимательнее всмотримся в эту картину .

- Какое время суток изображено на картине ?

- Какие средства художественной выразительности использовал художник , чтобы мы увидели на картине раннее утро ?

- Какие животные изображены на картине ?

- Чем заняты они ? Какие они ?

      А теперь попробуйте сделать устное описание картины , используя слова

раннее утро , сизый туман , освещение картины , лес , гроза , буря ;

деревья , вырванные с корнем ; сломанная сосна ;

сосны , освещённые солнцем ;

малыши , тревожится , маленькие , шаловливые , мать-медведица , высоко , забраться , упасть ;

порозовевшее небо .

      ( Несколько учащихся высказывают свою точку зрения на картину )

      - А следующее задание будет у нас такое : опишите медвежат , изображённых на картине Шишкина , включите в своё описание элементы повествования : повадки , поведение животных . У вас получится небольшое сочинение . Начать можно примерно так : “Раннее утро . На прогулку вышла медведица с медвежатами . Их у неё трое . Они такие маленькие , неуклюжие , в коричневых шубках …”

      ( Заслушивание нескольких учащихся )

      - Вот какие красивые работы у вас получились . А дома попробуйте описать своё любимое животное . У вас обязательно получится . Надо только постараться . А те , кто умеет рисовать , попробуйте нарисовать того , о ком расскажите . У нас получится целая “портретная” галерея  любимых животных .

      А сейчас мы продолжим своё общение с замечательным русским художником И.И.Шишкиным . Давайте немножко познакомимся с его биографией . Затем поговорим о самых известных его работах . Помогут нам в этом старшеклассницы . Они совсем недавно писали рефераты о русских музыкантах , композиторах , актёрах , певцах и художниках . Один из рефератов был посвящён судьбе и творчеству Ивана Ивановича Шишкина . Девочки собирали материалы , используя справочники , энциклопедию , литературу о живописи . Послушайте их сообщения .

      Внимательно рассмотрите репродукции картин художника . Попробуйте выразить своё впечатление от встречи с творчеством такого необычного художника .   



    ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ ХОРОШЕЕ – ХОРОШЕТЬ САМОМУ

                                (БЕСЕДА О МИЛОСЕРДИИ)

ЦЕЛЬ: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.

 

                           Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире.

                                                                                 Зигфрид Ленц

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  • Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
  • Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.
  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно трава пробьётся.
  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 

                                                ХОД БЕСЕДЫ

  1. Вступительное слово учителя.

      Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее. От каждого доброго взгляда, от каждого доброго слова, от каждого доброго движения души, а уж не говоря о добром деле, в мире становится на капельку больше солнца. Сегодня мы с вами поговорим о милосердии.

  1. Сообщения о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

- Как вы понимаете значение слова милосердие?

- Приведите примеры милосердия из литературы, из жизни.

- А вот посмотрите, как мы смогли выразить всё, о чём только что говорили в зрительных образах, рисунках.

                  ( Каждая группа рассказывает о своём видении МИЛОСЕРДИЯ)

УЧИТЕЛЬ: Вот сколько интересного мы уже сказали, сколько фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души подметили в жизни, в литературе. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Милосердие – качество, присущее людям любой национальности, любого возраста.

А вот какие интересные факты мне удалось найти к сегодняшней нашей беседе.

      В 1890 – 1894 годах, более ста лет назад, в Российской империи на дела милосердные за год расходовали:

- в Санкт-Петербурге – 1 981 327 рублей;

- в Москве -  1 813 060  рублей;

- в Одессе -   709 863  рубля;

- в Риге -  504 556   рублей.

      Невозможно сравнить города те и нынешние, покупательную способность рубля тоже:

- 7 – 9  рублей стоила корова;

- 3 – 5  рублей стоил костюм-тройка;

- 25 – 40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

      В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

- А интересно, сейчас есть благотворительные организации?

- Кому они помогают?

  1. Притча о женщине и горчичном зёрнышке. Обратилась за помощью к Богу женщина, просит, чтобы помог ей, защитил от трудностей и испытаний, устала она уже от такой жизни. Попросил Бог женщину, чтобы она нашла самую счастливую, благополучную семью и принесла из дома, где проживает такая семья, маленькое горчичное зёрнышко. Начала женщина искать. Много времени прошло. А женщина всё не приходила.

- Как вы думаете, почему?

- А что было дальше?

4. Во время войны, во время чрезвычайных ситуаций, помощь близких людей необходима. Но и в обычное время самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохраняются. Люди делятся друг с другом.

      Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

- Как вы думаете, почему так случается?

- Откуда в людях равнодушие?

- Почему равнодушие, бездушие становятся нормой?

- Почему утрачивается чувство милосердия?

УЧИТЕЛЬ: Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

5. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

УЧИТЕЛЬ: Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

      Зародыш жестокости бывает таким микроскопическим, что его подчас трудно разглядеть. (О малыше, который пытается ударить бабушку, а мама приговаривает: «Побей, побей бабушку. Какой ты сильный, смотри, как бабушке больно!» Так внушается ребёнку мысль, что причинять другому боль забавно и что твоя сила в этом, ведь другие восхищаются тобой.

      Термин милосердие непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре эти словосочетания значатся устаревшими.

- Нужно ли милосердие сегодня?

      Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль террористов, спасая школьников. Учитель физкультуры спас 30 детей и погиб, получив в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало чувство сострадания, помощь пострадавшим оказывали все народы. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

      Террористические акты, наводнения, землетрясения – это аварийные ситуации. А вот нужно ли милосердие в повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, бедным, больным людям?

Притча о Екатерине, встретившей Богородицу с Младенцем, в детстве; в молодости, встретившей Господа в образе чужестранца; в зрелости, в образе больного нищего человека.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие необходимы в повседневной жизни. Людей, которым необходима помощь, очень много. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. Помните о добрых делах. Вот мы с вами в прошлом году собрали средства для восстановления храма в Симферополе. Это очень большое, хорошее дело. Сейчас тоже собираем деньги. Наше участие окажется необходимым и для маленьких пятилетних детей, которые пришли в подготовительную группу, давайте соберём для них книжечки, игрушки, картинки, канцтовары и подарим им. Пусть дети растут и знают, что мы заботимся о них. Есть мальчик из 3 класса, который попал в трудную ситуацию. Теперь он лежит в больнице. Можно помочь и ему, выразить своё сочувствие и его беде, и беде его родителей. Рядом с вами, может быть, живёт человек, которому понадобится ваше участие, не жалейте доброго слова, не жалейте своих сил и времени, чтобы помочь человеку. Помните: ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ ХОРОШЕЕ – ХОРОШЕТЬ САМОМУ.

Чтобы в жизни ни ждало вас, дети.

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети.

И раскаянья жгучего мгла.

Есть тоска невозможных желаний,

Беспросветный и радостный труд,

И расплата годами страданий

За десяток счастливых минут.

Всё же вы не слабейте душою

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой,

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой. (Неизвестная монашенка Ново-Девичьего монастыря)

 

Я желаю вам добра, доброй ночи до утра!

Всем желаю добрых снов, добрых дел и добрых слов!

Уведёт ли вас дорога от родимого порога,

Пусть вам скажет кто-нибудь: «В добрый час и в добрый путь!»

Я желаю вам в дороге друга доброго найти.

Чтобы вместе сквозь тревоги и опасности пройти.

Я желаю, чтобы с вами людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей.

Чтобы были справедливы , и в решениях мудры,

К людям будете добры вы – люди будут к вам добры!

МИЛОСЕРДИЕ – ЭТО НЕРАЗДЕЛЬНОЕ СЛИЯНИЕ ЧУВСТВА И ПОСТУПКА. БУДЕМ ЖЕ МИЛОСЕРДНЫ!!!


 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024